четверг, 5 марта 2015 г.

Харламова Л. «Я выживу»

Ни грозное штормовое предупреждение, ни ливневый дождь не смогли помешать встрече кандалакшан с любимым поэтом Николаем Колычевым, назначенной на воскресенье, 2 июля, в центральной библиотеке.


«Николай, кем вы себя больше ощущаете - мурманским поэтом или кандалакшским?» - спросил кто-то из зала. «Зимой я мурманчанин, а летом - кандалакшанин. Десять лет уже на два города живу».
Что ж, на дворе лето, а значит, здравствуй, земляк! И повод для встречи имеется: презентация нового поэтического сборника с жизнеутверждающим названием «Я выживу».


На ловца и зверь бежит 

Библиотечный зал с трудом вместил всех поклонников таланта Николая Колычева. И только некоторым из них удалось заполучить новый сборник поэта - не хватает у него средств на многотиражные издания. А народ требует, желая пополнить домашние библиотеки любимыми стихами. И Николай обещает удовлетворить читательский спрос - ведь не перевелись еще на Земле добрые спонсоры. С одним из них он недавно в Интернете познакомился - Игорем Опимахом из Полярного. Прочитав стихи Колычева, Игорь тут же собрал их в книжку, придумал ей обложку и издал стотысячным тиражом. Совершенно бесплатно. Николай щедро раздарил сборники друзьям и знакомым, вот даже несколько экземпляров присутствующим в зале досталось... Остальным не стоит огорчаться, ведь сегодняшний вечер они могут общаться с поэтом лично.

Я видел счастье!

Колычева в Кандалакше не просто любят - встречи с ним ждут как праздника. Он такой настоящий - ни снобизма в нем нет, ни пафоса. Вся душа его нараспашку, а стихи красноречивее его самого о нем же и рассказывают. В глазах - печаль, грустно смотреть ему на жизнь нашу сегодняшнюю, всю такую неправильную, на деньги разменянную... Себя он тоже видит в этой жизни не ангелом, а кающимся грешником. Оглядываясь на путь пройденный, хотел бы кое-что подкорректировать, да нет, увы, такой возможности….

Да, видно, поздно мне
молиться-каяться,
Дожить бы как-нибудь,
хоть чуть получше бы...…
Народ по комнатам
разбегается,
Включает личное
благополучие.

Даже новые сборники, выходящие в печать, перестали радовать поэта. Нет, он не сетует на жизнь свою, все у него есть для счастья земного, да только душе тесно во всем этом, тоскует она о несбыточном, что покой дает ей и умиротворение. И жизнь поэта Николая Колычева постепенно обретает новый смысл - философский. И думать, и писать все больше хочется о Божественном, о вечном...

Не знаю сам, что надо мною властвует,
Как объяснить, коль все слова - не те...…
Я видел, видел, видел, видел счастье!
Но вспомнить не могу, когда и где.

Кто я и зачем?

Лучше всего думается на даче. У Николая нет там ни радио, ни телевизора. А зачем они нужны? Что нового они могут сообщить в глобальном смысле? О каких значительных изменениях могут поведать? А вот на даче каждый день изменения наблюдаешь - вот редиска подросла, вот укропчик робко вылез из земли... Природа, она ведь Творцом человеку в утешение дана, если сам не варвар, конечно. Она душу на нужный лад настраивает, потому-то на даче так легко пишется. Случается, правда, неожиданное нашествие друзей закадычных, тогда стихи на задний план отходят, уступая место застолью веселому. Пусть не самое оно полезное, но все-таки разнообразие. Ушли друзья, и вновь поэт погружается в свои философские раздумья, пытаясь понять себя: кто он и зачем он здесь, на этой бренной земле?

Мир вечен. Лишь мое
со мною кончится.
Но лишь на миг, пред тем,
как лягу в землю,
Всем существом своим
понять мне хочется:
Откуда? Где я? Почему?
 Зачем я? …

Нет ответа... Поиск продолжается.

Поэты нынче не в почете

Мало внимания уделяет сегодня государство поэтам и писателям. Хотя… к Николаю Колычеву, члену Союза писателей России, автору 14 поэтических сборников, оно проявило отеческую заботу - назначило стипендию, аж восемь тысяч обещало выплачивать с начала года 2012-го, да только до сих пор она так и не «добралась» из Москвы до Мурманска. Не дождавшись ее, родимую, поехал Николай по городам и весям - семью содержать как-то надо. Впечатлений привез целый мешок, денег, правда, меньше. Но зато как его там, за пределами родной Мурманской облас-ти, принимали! Поистине, нет пророка в своем Отечестве. Прежде всего навестил Николай своего друга в Питере. Тот уже не один год торгует своим талантом на Итальянском мостике - поет, на гитаре играет. А когда-то пел в дуэте с самим Хилем и с Быковым в кино снимался. А теперь вот народ специально «на него» ходит. Разрешил Николаю рядом с ним посидеть... В Дубне Колычев попал на фестиваль «Серебряная псалтирь», подружился с его духовником - отцом Виталием, записал там передачу. В Петрозаводске поэта сразу с вокзала хорошо приняли - пришли встречать старые друзья и знакомые «от культуры». Хорошую встречу в Оленегорске организовали для Николая. Уж больно зал у них хороший. И прием достойный. Труд поэта нелегкий. Нынче лучше всего писать хохмы для КВНа или всякие байки для «Хохмодром-сайта» - неплохо оплачивается. Хотя и эта ниша не сов-сем свободна: в литинституте есть кафедра коммерческой литературы, которая кует для нее кадры. А состязаться с ними - размениваться. Не хочется... А турне, оно как бальзам для души. Встрепенулась она, порадовалась, а значит, будут у поэта новые сборники, новые песни.

Напиши меня, художник, напиши... 
 
Николая Колычева и известного художника-оформителя из Североморска Анатолия Сергиенко связывает давняя дружба. Художник-абстракционист и поэт-реалист удачно дополняют друг друга. Анатолий не раз оформлял поэтические сборники поэта Колычева. Сейчас они работают над созданием очередного. Выход его в свет планируют на осень. Как-то Николай попросил Анатолия написать его портрет. Художник согласился. Портрет получился весьма оригинальным.

Напиши меня, художник, напиши.

Я же вижу, искра Божия дана...
Напиши меня - от всей своей души,
Чтоб с холста моя душа была видна. …
Написал меня художник, написал.
Позвонил и в мастерскую пригласил.
Сквозь трехцветное, похожее на стяг,
Сквозь размытые забвеньем пятна лиц
Косяками пролетали, не летя,
Книги, взмахивая крыльями страниц.
Ядовито тек расплавленный поток
На немыслимо нездешние цветы… …
У художника спросил я: «Это что?».
И ответил мне художник: «Это ты».
Я подумал: «Надо встречу завершить!».
Тут в глазах его блеснула хитреца:
«Нынче часто пишут лица - без души,
Почему нельзя с душой - но без лица?».

С такой душой поэт, несомненно, выживет, какие бы трудные времена не выпали на его долю.

***

 Закончился творческий вечер поэта, много хороших стихов прозвучало, немало песен спел автор под гитару, а народ не торопится по домам расходиться: подходят к нему - кто за автографом, кто с подарком и словами благодарности. Вот и дождик за окном закончился - от светлых стихов Колычева стало хорошо на душе и на улице. Спасибо, Николай! До встречи - до осени…...


Нива. - 2012. - №26. - С19.

Комментариев нет:

Отправить комментарий