воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Знак судьбы

Виктор Тимофеев

(Предисловие к сборнику Н.Колычева «Есть у каждого Русь  изначальная»).

Николай Колычев родился в 1959 году в Мурманске. Вся его жизнь связана с Кольским Заполярьем.
Это как знак судьбы: КОЛа, КОЛвица, КОЛьский полуостров. КОЛычев, КОЛя. НиКОЛай… Не случайно в его стихотворениях неоднократно вырастают северные колокольни, звучат колокола: одна из главных его книг названа «Звонаря зрачок».
Детство его и юность, время становления личности прошли на берегу Белого моря, самого русского, вырастившего в своей раковине изумительную жемчужину – поморскую культуру. И опять знак судьбы – фамилия Колычев – одна из известнейших на русском Севере, одна из древних русских фамилий; её корни уходят в вековые глубины русской истории.
Здесь же, у поморов, одно из самых почитаемых имён – Никола Поморский, Николай Чудотворец, покровитель мореходов. Старинное  олонецко-мурманское присловье: от Повенца до Колы тридцать три Николы (тридцать три церкви Николая Чудотворца).  Их одухотворённая красота повенчана полярным кругом с красотой самой природы: сопки, боры, реки хрустальные, озёра, в которые стекают незакатные летние зори.
Но не тихие патриархальные берега вынянчили и подняли его, как поэта.
Вторая половина XX века. Кольская земля – как область, как морской узел – одна из самых взрывчато-возросших, одна из самых могучих среди окраинных земель России. Порт Мурманск – один из уникальнейших портов на земле. Хибинская горная хозяйственная цитадель Русского Севера знаменита во всём  мире ещё и наукой. История совсем недавно грохотала здесь русским героизмом и силой, гранитной стойкостью русских рубежей. Мурманск – самый молодой город-герой. И всё это, лавинно возникшее, северное человеческое средоточие, поднявшееся от ранга малонаселённого края до миллионного всего за несколько десятилетий, - жаждало культурного вызревания, духовной полноты, поэтической воплощённости.
Но… Помни древних!  - как «Помни войну» (по афоризму великого русского морехода и знатока Арктики адмирала Макарова). А от «Помни древних» - «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». У Колычева и тут знак судьбы. Поэтическое его возмужание завершилось к началу Русской Трагедии XX века. Арктический, Мурманский, Кольский мир Колычева сотрясён, как вся Россия, но, по молодости, этот край, захваченный катастрофой на стадии активного роста, разломился и обрушился глубже и страшнее, чем другие, матёрые, вековыми фундаментами удерживаемые, края России.
Так родная история поставила перед очередным русским талантом соответствующую задачу: Русская Трагедия. Лирическая поэзия Колычева обрела трагедийное, колокольное, набатное. Великомученическое звучание. Он выполнил и продолжает выполнять великую традицию русского служения – быть, стать «эхом русского народа».
Но как всегда в смутные времена, в океане отечественной словесности нового времени вихри и волны начинают поднимать ил и песок, смывать с берегов мусор и кружить всё это «добро» по поверхности. Москва, Санкт-Петербург, а порой, и очумевшие литературные провинции запестрели кляксами новых авангардизмов, маньеризмов, пуполюбизмов  и просто – недоумистики.  Кто, действительно, от скудоумия, но большинство – от утробной русофобии, от ублюдочной надежды оскорбить, унизить Русскую Литературу – ползут отвратительными насекомыми массами по страницам новых журналов и книг.
И тут необходима ещё одна жертвенная роль, работа истинного русского поэта – стоять по колени в грязевых «литературных» потоках и, не поддаваясь унынию и еще более – отчаянию, продолжать свой диалог, свою охранительную  беседу с дорогими ему людьми, с отеческой землей, со своим народом.
И верить, что разломы срастутся, грязевые потоки высохнут, насекомые полчища сгинут в небытие.
Вот - книга. Вслушайтесь в неё. Ведь Поэзию – надо слышать. Читайте, слушайте – и услышьте Николая  Колычева. Я знаю, что услышав его, Вы будете беречь эту книгу.
(октябрь 1999).


Колычев Н.В. Есть у каждого Русь изначальная: Сборник стихов. - Мурманск: Доброхот; Добромысл, 2005. - С.3-4.


Комментариев нет:

Отправить комментарий