пятница, 29 сентября 2017 г.

Гузун Г. Образ малой родины в стихотворении Н. Колычева “Монастырский наволок”

Урок-размышление.

Методическая разработка по литературе.


Оформление: портрет Колычева Н.В., иллюстрации, словарные слова, тексты.
       Эпиграф:
Что памятник, когда в душе - пустырь.
Все станет прахом, порастет травою.
О Господи!..
Крещусь на монастырь.
Безверье - смерть!
А для живых - живое!
  Н. Колычев.
Ход урока.
1. Приветствие учителей.
2. Сцена в Чудовом монастыре. (Пимен и Григорий).
  – ...Я угадать хотел, о чем он пишет?
– О чем же пишет старец?
О том, что  О том, что видел.   помнил.
– Каким образом можно сохранить эту память?
2) Через слово
– Как можно сохранить память через слово?
– Кто владел мастерски словом?
Писатель                           Поэт
1) Через памятники
– Какие? (указать на иллюстрации).
– Церкви, монастыри можно ли отнести к памятникам истории и культуры?
                                    Безусловно!
Значит, они отражают образ Родины, малой родины, они наша духовная память.
– Нужно ли хранить память?
Конечно, память должна быть сохранена.
– Одним из таких памятников истории, архитектуры и культуры является Кандалакшский монастырь.
          (справка о монастыре)
Именно Кандалакшскому монастырю посвятил Н. Колычев свое стихотворение.
– Откройте учебник на странице 129-й. Читаем первый абзац: «Мурманчане знают своих писателей. Ведь они живут рядом с нами, ходят теми же улицами, что и мы с тобой. Разные пути привели их в наш город, который стал родным, «навеки сердцу дорогим».
– Встреча с Николаем Колычевым не первая. Дома вы писали отзывы о том, как к вам пришел поэт. Очень интересные, проникновенные строки. Послушаем несколько работ.
! ВИДЕОРЯД На фоне видеоряда о поэте звучат 2-3 отзыва.
– Имя Николая Колычева хорошо известно любителям поэзии. Его популярность не ограничивается нашей областью: стихи поэта печатаются и в литературных журналах, и выходят отдельными сборниками как в Мурманске, так и в Москве.
 В его поэзии прослеживаются мотивы хорошо известных нам поэтов: Лермонтова, Некрасова, Есенина, Рубцова.
 На первый взгляд Николай Колычев – очень понятен. Но он глубокий, философски размышляющий поэт.
 Мотивы его поэзии обогащаются современным смыслом и чаще всего объединяются образом России – Родины.
 Профессор МГПУ Людмила Тимофеевна Пантелеева, исследователь творчества Н. Колычева, сказала: «Он болеет за родину… Стихотворения Колычева окрашены особой тональностью, которая создается сочетанием эпичности, философичности, лиричности».
 Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству Николая Колычева, познакомимся с его стихотворением «Монастырский наволок», вслушаемся в каждый звук произведения, постараемся услышать боль поэта за свою малую родину.
 Тема нашего урока «Образ малой родины в стихотворении Н. Колычева «Монастырский наволок».       Запишем!
? – Слушаем стихотворение в исполнении автора
  ! ВИДЕО
– Каковы первые впечатления?
   Какие ассоциации возникли?
   Что вы почувствовали, слушая стихотворение?
– Какие слова непонятные?
Н. Клюев – критический поэт начала ХХ века, воспевавший Родину, родную землю. Репрессирован и расстрелян в 1937 году. Стихи созвучные колычевским, близкие в восприятии малой Родины, поэтому и у Клюева и у Колычева используется образ двуперстье
келейные ключи
наволок
клюевские стихи
Сирин
– О чем это стихотворение?
        О нашем крае
– Найдите реалии Севера
Кандалакшский монастырь, полноводная Нива, Север России, семга, приморский край, синева залива, зверье несметное.
– Почему стихотворение называется «Монастырский наволок»?
– Стихотворение делится композиционно на III части. Какие части вы бы выделили? Обоснуйте.
     Первые три строфы – I часть (история)
     4 и 5-я строфы – II ч. (сегодняшний день)
     6-я строфа – III ч. (размышление поэта)
– Читаем I часть
Наволок – место для городских массовых гуляний, а почему в
                  стихотворении звучит слово пустырь?
– Подберем синонимы к слову пустырь
      пустота
– Какие возникли ассоциации?     ничего

 заброшенность            неухоженность
– Здесь автор говорит еще о Крестах.
 Слово лингвистам (значения слова)
– В каком значении употреблено слово «кресты»?
          прямое
1) – Каким предстает лирический герой?
 Обращаясь к мнению профессора Пантелеевой:
«Лирический герой сознает ответственность и вину перед всем живым на земле. Это сознание сопряжено с одиночеством, незащищенностью колычевского героя. Лирический герой и автор едины в своем восприятии мира, это человек ХХ века, ощущающий трагические парадоксы эпохи. Отражая драматизм времени, поэт «не капитулирует» перед жизнью.
   Я приемлю и эту жизнь,
   Я восславлю и этот мир».
2) Каким настроением пронизана I часть?
Грусть, печаль, но он чувствует свое единение с историей, со страной («становлюсь к векам минувшим ближе»).
3) – Память его подводит: что-то забыл. Что? И «слово драгоценное звучит…» Он чувствует свою сопричастность с тем, что происходит в далеком XVII веке.
– Послушайте короткую историческую справку о реформе Никона и Иване Неронове.
(Иван Неронов – видный религиозный деятель XVII века, протопоп Казанского собора, противник реформы Никона. Узник Кандалакшского монастыря (1654 г.)
– Какие слова использует автор, описывая Ивана Неронова?
   Слова высокой лексики, торжественные
      двуперстье
      келейные ключи
      высок страдалец
       (и внешне и внутренне (духовно)
– Он проиграл в споре, но лирический герой на стороне Ивана Неронова.
– Звучит драгоценное слово, которое впору послушать царю.
– Каково взаимоотношение лирического героя с этим прошлым миром?
Он с ним в гармонии. Он видит и слышит, что здесь происходит.
– И природа как живое действующее лицо понимает его, поддерживает, вторит: «Забыл, забыл…»
– С каким настроением мы прочитаем эту I часть?

Торжественно, пафосно. Потому что обязывают слова высокой лексики:
гудящий, колокол, двуперстье, проиграл, страдалец.
– Какой предстает перед нами Родина в I части?
     могучая, необъятная, всесильная.
– Обратимся ко II части стихотворения.
Она по интонации другая. Из истории мы переносимся в сегодняшний день.
– Изменился ли лирический герой?
Да! Совершенно обыкновенный человек, такой, как мы.
– Лирический герой изменился во II части, а Родина?
   Изменяется ли Родина во II части, прежняя ли она?
Жизнь идет своим чередом, буднично, решаются какие-то ежедневные проблемы, ловится семга, убивается зверье.
– Людям свойственно не беречь то, что имеют. Они потребители. Принимают Родину как мать, которая им что-то должна.
– Каков лирический герой в III части?
      Прочесть!
  
     страдалец  страдать
– Почему?
Не знает языка природы, находится в дисгармонии с ней.
– Какой образ снова возникает в III части?
     Кресты

  Переносное  прямое    (образ страдания) (на могилах)
– Почему страдает лирический герой? Какой стоит знак?
   …
 знак умолчания.
– Почему недоговоренность? Чего хочет автор?
Автор хочет, чтобы мы приобщились к его страданию и поразмыслили вместе, почувствовали его боль.
– Боль о чем?
– Знаем ли мы, жители этого края, свои истоки, своих предков?

     Нет! Мы тоже забыли.
Мы, разрушая духовные ценности: храмы, монастыри, кресты на могилах, разрушаем тем самым свою нравственность, свою душу, свою родину.
Николай Колычев – неравнодушный человек.
Он развивает эту тему и в другом стихотворении «Сказание о шестнадцати мучениках»
    … Беспамятство души… Духовный мрак.
    Народ – без рода… Рвется там, где тонко!
    Ведь только тело убивает враг,
    А душу могут отмолить потомки!
! Поэт приглашает нас к размышлению.
– Над чем мы должны задуматься вместе с поэтом Николаем Колычевым?
     ! неравнодушие
     ! память духовная и историческая.
На знании своих истоков зиждется память народа, крепятся связи поколений. Чтобы умножать добрые традиции, чтобы гордиться родом, Родиной, нужно знать и помнить о делах своих отцов.
– Встреча с поэтом не последняя, нас ждет еще много открытий.
Д/з: выучить стихотворение Н. Колычева «Монастырский наволок» и написать отзыв по нему.

Кандалакшский монастырь.
 Русское влияние на Севере усилилось с появлением здесь монастырей, в том числе и Кандалакшского.
(Чтение текста)
 В Кандалакшском монастыре уже к началу XVII века было 16 келий, 2-е мельницы, 4-е солеварни, а также коровник, амбары, погреб. Обитатели монастыря рубили и вывозили лес, ловили рыбу, промышляли зверя и птицу.
 При монастыре находилась школа для мальчиков, в которой в разное время занимались от 6 до 18 человек. Основным пособием им служил псалтырь. Была в монастыре библиотека. По описи 1705 года там числилось 158 книг.
 В конце XVII – начале XVIII века торгово-хозяйственное значение монастырей уменьшилось.
 Кандалакшский монастырь был упразднен в 1742 году.

 Этимологический словарь.
1) Страдалец  страдать

    общеславянское.
Образовано с помощью ати от страда – «работа, нужда».
Страдалец – тот, кто испытывает или испытал много страданий;
    мученик.
Страдание – физическая или нравственная боль, мучение.

 Толковый словарь.
2) Келья – жилище монаха, монахини в монастыре (отдельная комната
                 или отдельное жилище).
3) Двуперстье – сложение двух пальцев (указательного и среднего)
                          правой руки для крестного знамения (у старообрядцев).
4) Крест – символ и предмет христианского культа в виде вертикального
        стержня, пересеченного у верхнего конца перекладиной (по
        евангельскому сказанию, на таком кресте был распят Христос).
5) Наволок – (у Меркурьева) мыс; полуостров.
6) Сирин – в средневековой мифологии райская птица-дева, образ
         которой восходит к древнегреческим сиренам.
         В русских духовных стихах Сирин, спускаясь на землю,
         зачаровывает людей своим пением.

 МОНАСТЫРСКИЙ НАВОЛОК.
Я выхожу к заливу на пустырь,
И, становясь к векам минувшим ближе,
Там, где сегодня рушатся кресты,
Я вижу Кандалакшский монастырь
И колокол, гудящий мерно, слышу.
Мне кажется, забыл я что-то здесь.
«Забыл, забыл…» - кивают сосен кроны.
Выходит в кандалах Иван Неронов,
Двуперстье гордо к небесам воздев.
И слово драгоценное звучит,
Такое слово, что послушать впору
Царю в стенах Казанского собора…
Высок страдалец, проигравший в споре.
Звенят, звенят келейные ключи.
Приморский край…
Я вижу паруса,
Скользящие над синевой залива.
И бьют зверье несметное в лесах,
И ловят семгу в полноводной Ниве.
И высоко, в обитель облаков,
Взлетают плачи Севера России,
И песнею в певучем клюве Сирин
Летит к истокам клюевских стихов…
Ты не умеешь говорить, пустырь.
Мне не знаком язык листа и ветки,
Я многого о вас не знаю, предки…
Могилы вялые… Забытые кресты…
Шуршат обертки, и гниют объедки.


http://www.gimnazia8.ru/liter